Праздник Богоявления в нашем храме
В великий праздник Богоявления Господня мы вспоминаем Крещение Спасителя в водах Иордана и явление в этот момент Святой Троицы, потому и праздник называется Богоявлением.
В день крещения Господня Бог Дух Святой явился над Иорданом в подобии голубя.
«Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса»
(Мф. 3:16).
«Сей есть Сын мой возлюбленный, о нем же благоволих: того послушайте».
(Мф. 3:17; 17:5).
Таков был глас предвечного Бога Отца о предвечном Боге Сыне.
Известно, что задолго до этого удивительного события Господь Бог и прежде являлся над водами для того, чтобы делать дивные дела Свои.
Вспомним: вначале, когда Дух Божий носился «поверх воды», Бог создал небо, землю, птиц зверей, человека, то есть весь видимый мир.
В наше время, как и прежде, но незримо, в праздник Богоявления над водами иорданскими является Бог единый в Троице: Отец – во гласе, Сын – во плоти, Дух Святой – в виде голубя.
Что же Он производит в этом Своем явлении?
Господь созидает новый мир, и обновляет всю его природу. Мир первый по природе своей был тяжёл и не мог вознестись к небу. А мир новый, изведенный из вод Иорданских так лёгок, что не нуждается в суше, не созидается на земле, не имеет «преград, но ищет вышину», устремляется быстро из воды к отверстым над Иорданом небесным дверям.
Такой именно новый мир созидает Бог Своим явлением, мир, который не прилепляется к земле, но как птица стремится к открытому небу.
В Своем явлении Господь Бог собрал и принес на Иордан все грехи и немощи нашего естества, чтобы омыть их и очистить всех нас от грехов.
Этот великий день напоминает о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, просто обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа.
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»
(Гал. 3:27)
Это удивительные слова: все, кто во Христа крестился, во Христа облеклись. С одной стороны, это молитва, великая просьба к Богу, чтобы каждому крещеному человеку была дарована сила облечься во Христа, то есть принять то, чему мы научены; принять мысли Бога о нас, Его волю, Его энергию, Его силу, Его благодать…
Эти слова звучат и как призыв ко всем нам, крещеным людям, и как укор всем нам, потому что каждый может спросить себя: «Я был крещен – либо в детстве, своими родителями, либо в сознательном возрасте, – а облекся ли я во Христа? Принял ли я Его мысли, Его волю, Его чувства? Открываю ли я свое сердце для принятия Его благодати?»
Облечение во Христа есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому что требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. До самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять эти дивные слова:
«Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь».
Тогда вера наша будет живой и действенной. Тогда люди будут творить добро не по принуждению, не по указанию, а по велению сердца, потому что творить добро по указанию невозможно — тогда творение добра превращается в некое совершение долга.
В этот день по древнейшей традиции, восходящей к первым годам существования Церкви Божией, освящается вода призыванием Святой Троицы, призыванием Господа. Крещенская вода, не меняя своего естества, наполняется Божественной энергией, Божественной силой, и дает нам уверенность в том, что Бог благодатью Своею может всегда пребывать со всеми нами.
Следуя церковной традиции, после Божественной литургии был совершён крестный ход к источнику. Впереди несли запрестольный крест, затем шли хоругвеносцы, шествовала икона праздника Богоявления вместе с храмовыми иконами. Настоятель храма прп. Серафима Саровского протоиерей Игорь, батюшки Михаил и Сергий, дьякон Валентин запевали тропари праздника, их пению дружно вторили хор и прихожане. Весть о празднике далеко разносилась по окрестностям посёлка Песочный.
У часовни возле источника отслужили водосвятный молебен. Здесь прихожан ждала нечаянная радость: у нашего прихода появилась собственная крытая купель, воздвигнутая в краткие сроки силами благодетелей.
После окончания крестного хода все желающие могли окунуться в «воды Иорданские», чему многие с удовольствием и последовали. Среди смельчаков оказалось немало младенцев и детей.
Радость была великая. Природа – мороз и солнце – радовались вместе с нами!
Р.Б. Татиана Жаркова
Источники:
Святитель Димитрий Ростовский, «Слово на Богоявление Господне».
http://www.pravoslavie.ru/50989.html
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл,
«Проповедь в праздник Святого Богоявления», 17 января 2012 г.